Автор: Super User Категория: История
Дата публикации Просмотров: 6661
Печать

 

Филиал ФГП ВО ЖДТ России

на Восточно-Сибирской железной дороге

 

Начало своей истории ведомственная охрана Восточно-Сибирской железной дороги берет задолго до образования самой дороги. В начале XX столетия Транссибирская железная дорога проходила по территории Енисейской и Иркутской губерний, а также Забайкальской области. Магистраль края была представлена Средне-Сибирской дорогой от ст. Новониколаевск (сегодня Новосибирск) до ст. Иннокентьевская (нынешняя ст. Иркутск-сортировочный) и Забайкальской дорогой от ст. Иннокентьевская до ст. Сретенск.

С октября 1921 года сибирские железные дороги в границах от Тюмени и Челябинска до Иркутска были разделены на 8 линейных отделов с центрами в Тюмени, Челябинске, Омске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Красноярске и  Иркутске. Линейные отделы подчинялись Сибирскому округу путей сообщений. 1 июля 1923 года Красноярский линейный отдел был присоединен к Иркутскому. Новые границы Иркутского линейного отдела определялись от станции Чернореченская на западе и станции Верхнеудинск (сегодня Улан-Удэ) на востоке. Отдел существовал до 1 января 1924 года, когда было образовано три управления дорог: Омской, Томской и Забайкальской.

Управление Забайкальской железной дороги находилось в городе Иркутске на ул. Арсенальной (ныне «Дом Д.М. Кузнеца» на ул. Дзержинского, д. 36). При управлении был создан отдел охраны. Руководил им В.Н. Таненнберг.

В марте 1934 года, вследствие разукрупнения Томской и Забайкальской дорог, Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) была выделена в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с границами от ст. Чернореченская до ст. Мысовая.

При управлении вновь созданной дороги формируется отдел охраны. В соответствии с приказом НКПС от 01.04.1934 № 42 в распоряжение начальника стрелковой охраны Восточно-Сибирской дороги были переданы 2-й и 3-й отряды стрелковой охраны Томской железной дороги и 1-й отряд Забайкальской железной дороги, которым присвоена новая нумерация и установлены границы обслуживания:

1 отряд - ст. Красноярск (от ст. Чернореченская до ст. Тайшет) – командир отряда Иван Иванович Дубовых.

2 отряд - ст. Нижнеудинск (от ст. Тайшет до ст. Черемхово) – командир отряда Ефим Гаврилович Кулебакин.

3 отряд - ст. Иркутск (от ст. Черемхово до ст. Мысовая) – командир отряда Петр Михайлович Наумкин.

Первым начальником стрелковой охраны ВСЖД был назначен А.Д. Новиков. Под его руководством были осуществлены организационно-штатные изменения в структуре охраны дороги, проведена работа по усилению охраны грузов и имущества дороги.

Пожарная охрана дороги до 1930 года представляла собой разрозненные пожарные команды при паровозных депо и мастерских, которые комплектовалась из рабочих. Руководили этими подразделениями машинисты паровозов, либо технические работники. В 1930 года пожарная охрана дороги объединяется со стрелковой. При отделе стрелковой охраны создается пожарно-техническая часть (ПТЧ).

В декабре 1930 году приказом НКПС на вооруженную охрану железных дорог были возложены функции по обеспечению порядка на перронах, станциях, в зданиях вокзалов, у билетных касс, а также борьба с детской беспризорностью. С этой целью приказом начальника дороги, по согласованию с транспортным отделом ОГПУ, на крупных станциях создаются первые специальные подразделения по охране внешнего порядка. Организационная структура таких подразделений была построена на строго войсковых началах, с применением действующих в РККА уставов и положений.

В предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны отдел охраны Восточно-Сибирской железной дороги возглавляли: Михаил Никитович Красин, Николай Никитович Иванов, Павел Семенович Литвин и Яков Матвеевич Бровар.

В 1941 году охрана грузов в парках станций и в пути следования вместе с контингентом стрелковых подразделений была передана войскам НКВД. Стрелковая охрана путей сообщения была реорганизована и стала называться вооружено-вахтерской и военизировано-пожарной охраной НКПС.

В апреле 1946 года внутренние войска были освобождены от охраны грузов. Эти функции стали выполнять стрелковые подразделения военизированной охраны Министерства путей сообщения. При этом особо важные объекты на ВСЖД внутренними войсками охранялись до 1951 года, когда дивизии внутренних войск по охране железнодорожных сооружений были расформированы. Однако позднее, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, в 1978 году в состав Управления внутренних войск по Дальнему Востоку и Восточной Сибири вошли 2 вновь сформированные дивизии по охране железнодорожных сооружений на Транссибирской железной дороге и Байкало-Амурской магистрали. Вновь особо важные объекты были приняты военизированной охраной ВСЖД под охрану в начале 1990-х годов.

После Великой Отечественной войны военизированную (ведомственную) охрану Восточно-Сибирской железной дороги возглавляли:

  • ноябрь 1945 - январь 1955        Михаил Сергеевич Чупрынников
  • январь 1955 - январь 1970        Иван Филиппович Сапрыкин
  • февраль 1970 - декабрь 1975    Василий Иванович Огарков
  • декабрь 1975 - июль 1980         Михаил Иванович Курнев
  • июль 1980 - октябрь 1984         Георгий Иванович Булин
  • октябрь 1984 - январь 1991       Иван Иванович Беляев
  • январь 1991 - декабрь 2005       Николай Николаевич Бурдин
  • январь 2006 - май 2009              Александр Николаевич Ошурков

С мая 2009 года филиал ФГП ВО ЖДТ России на Восточно-Сибирской железной дороге возглавляет Владимир Валерьевич Шаховской.

В марте 1994 года отдел военизированной охраны дороги был преобразован в службу военизированной охраны Восточно-Сибирской железной дороги. В состав службы вошли: Тайшетский, Братский, Иркутский, Улан-Удэнский отряды, а также созданный в этом же году Отряд специального назначения ВСЖД.

В июле 1996 года в связи с упразднением Байкало-Амурской железной дороги, которая была разделена между Восточно-Сибирской и Дальневосточной дорогами, в ведение службы военизированной охраны ВСЖД был передан Северобайкальский отряд военизированной охраны.

В марте 1998 года в связи с переходом Восточно-Сибирской дороги на безотделенческую структуру хозяйствования Братский отряд военизированной охраны был реорганизован путем присоединения к Тайшетскому отряду.

Приказом начальника ВСЖД в сентябре 2000 года в структуре военизированной охраны дороги создается первое специализированное подразделение военизированной охраны (СПВО) с дислокацией на станции Иркутск-сортировочный.

 В августе 2003 года был создан филиал Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана МПС России» на Восточно-Сибирской железной дороге.

В июне 2005 года, в связи с реорганизацией МПС, филиал переименовывается в «Филиал Федерального государственного Предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Восточно-Сибирской железной дороге» (Филиал ФГП ВО ЖДТ России на ВСЖД).

В целях совершенствования структуры управления и оптимизации затрат филиала 1 сентября 2010 года была проведена реорганизация Иркутского отряда ведомственной охраны. Штат управления отряда был сокращен, а структурные подразделения переподчинены Тайшетскому и Улан-Удэнскому отрядам ведомственной охраны.

Сегодня филиал ФГП ВО ЖДТ России на Восточно-Сибирской железной дороге успешно конкурирует на рынке охранных услуг в 3 субъектах Российской Федерации (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край) благодаря своим работникам, высоко квалифицированным руководителям и специалистам, которые на местах обеспечивают выполнение договорных  обязательств по сохранности государственного и иного имущества, пожаротушению и пожарной профилактике.

Филиал ФГП ВО ЖДТ России на Восточно-Сибирской железной дороге - это сплоченный, мобильный коллектив, способный работать в самых различных условиях, выполнять самые разнообразные функции. Стабильную работу филиала обеспечивают три отряда ведомственной охраны (Тайшетский, Улан-Удэнский, Северобайкальский), в составе которых 42 подразделения: 22 стрелковых команды, 8 пожарных команд, 11 пожарных поездов и 1 специализированное подразделение ведомственной охраны (СПВО).

В филиале особое внимание уделяется подбору кадров на конкретные должности - стрелков, работников пожарной охраны, специалистов, что сказывается на конечных результатах работы филиала. Для обучения, повышения профессионального уровня и квалификации работников в филиале созданы 3 учебных пункта, имеющих лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

За время существования филиала его работниками накоплен огромный опыт по организации охраны грузов и объектов, противопожарной профилактике и тушению пожаров, работы по раскрытию хищений, организации работы с кадрами.

В коллективе, насчитывающем без малого 4 тысячи сотрудников, сложились определенные трудовые традиции в организации служебной деятельности, повышении боеготовности и технической оснащенности, воспитании мужества, стойкости и инициативы личного состава. Работники всех структурных подразделений филиала бережно хранят и преумножают эти традиции.

Помогают им в этом ветераны ведомственной охраны. В апреле исполняется 91 год «ровеснику ведомственной охраны» А.Е. Медведеву, за плечами которого боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны и 33 года, отданных службе в военизированной охране. Укрощение огня - дело жизни Александра Ермолаевича. Он прошел путь от простого пожарного до инженера отдела ПТЧ, более 10 лет возглавлял пожарную команду станции Иркутск-сортировочный. И по сей день Александр Ермолаевич «остается в строю», так как активно интересуется трудовой деятельностью и спортивными достижениями филиала, ведь он сам в свое время неоднократно становился чемпионом и призером всесоюзных и республиканских турниров и первенств по пожарно-прикладному спорту.

К сожалению уже нет вместе с нами замечательного человека - Валерия Владимировича Шаховского, проработавшего более 30 лет в ведомственной охране, 14 из которых возглавлявшего пожарную часть, являясь заместителем начальника отдела (затем- службы) военизированной охраны ВСЖД по ПТЧ, но его сын - Владимир Валерьевич, продолжая семейную традицию, связавший всю свою жизнь с ведомственной охраной возглавляет сейчас филиал ФГП ВО ЖДТ России на Восточно-Сибирской железной дороге.

Нельзя не отметить пенсионеров, ковавших победу в годы Великой Отечественной войны и внесших свой вклад в становление и развитие охраны Восточно-Сибирской магистрали в послевоенные годы: Иван Васильевич Пушкин, Василий Иванович Огарков, Василий Афанасьевич Шамин, Василий Яковлевич Абашко, Мария Ивановна Устюжанина, Виктор Иннокентьевич Николаев, Михаил Никандрович Абраменко, Николай Иванович Бурягин, Иван Васильевич Попов, Иван Константинович Трескин, Александр Васильевич Мосин.

 

Прототипом Тайшетского отряда ведомственной охраны был Нижнеудинский отряд военизированной охраны (в 1934 году- 1-й отряд стрелковой охраны ВСЖД).

Самым легендарным начальником отряда считается Алексей Павлович Грузинцев, который будучи начальником команды ст. Нижнеудинск, в короткий срок навел полный порядок с сохранностью грузов и имущества дороги на узле станции Нижнеудинск. Уже впоследствии, в конце 1970-х годов, возглавляя Нижнеудинский, а после - Тайшетский отряд, он лично принимал участие в проведении засад, раскрытии преступлений и поимке преступников. Сегодня ветеран ведомственной охраны, почетный железнодорожник А.П. Грузинцев продолжает передавать свой огромный опыт молодому поколению.

В настоящее время в состав Тайшетского отряда входят 7  стрелковых и 7 пожарных подразделений с дислокацией на станциях Тайшет, Нижнеудинск, Чуна, Вихоревка, Коршуниха, Новая Игирма, Черемхово, Зима. Участок обслуживания отряда -  ст. Юрты - ст. Касьяновка (главный ход), ст. Тайшет - ст. Хребтовая (северный ход), ветка ст. Хребтовая - ст. Усть-Илимск. Общая протяженность участка- 1414 км.

С 1998 года по настоящее время отрядом руководит Александр Анатольевич Ломакин.

Отсчет своего летоисчисления Верхнеудинский (ныне Улан-Удэнский) отряд берет с сентября 1923 года. Приказом по Дорожному отделу военизированной охраны от 08.01.1952 № 5 2-й дивизион военизированной охраны ст. Улан-Удэ Восточно-Сибирской ж.д. переименовывается в 5-й отряд военизированной охраны ВСЖД. 1 августа 1957 года приказом по отделу военизированной охраны ВСЖД отряду присвоен порядковый № 3.

Помимо охраны грузов и обеспечения пожарной безопасности  на участке обслуживания, отряду была поручена охрана мостов, тоннелей, объектов Кругобайкальской железной дороги. Долгое время силами отряда охранялся первенец тяжёлой индустрии Республики Бурятия - Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод.

Сегодня, Улан-Удэнский отряд ведомственной охраны - самый многочисленный среди структурных подразделений филиала (численность более 1,5 тысячи штатных единиц). В его составе: 10 стрелковых подразделений, 6 пожарных команд (поездов), специализированное подразделение ведомственной охраны (СПВО), совместная оперативная мобильная группа (СОМГ), спецгруппа по физической охране первых лиц Восточно-Сибирской железной дороги, 2 базовых питомника служебных собак и 1 лицензированный учебный пункт.

Под охраной подразделений отряда состоят 2 крупнейших в Восточной Сибири железнодорожных моста на ст. Мостовой, мост через р. Иркут, тоннели на ст. Култук и Ангасолка, 6 опорных станций Восточно-Сибирской магистрали, пограничная станция Наушки и объекты инфраструктуры управления дороги. Участок обслуживания отряда -  ст. Касьяновка - ст. Петровский Завод (главный ход), ст. Улан-Удэ  - ст. Наушки (южный ход). Общая протяженность участка- 1037 км.

В разное время Улан-Удэнским отрядом руководили: А.В. Мосин, Н.Н. Бурдин, А.С. Орлов и В.А. Давыдов. С 2002 года по настоящее время отряд возглавляет Александр Иванович Куренков.

Прежде чем вести рассказ об Северобайкальском отряде,  необходимо вспомнить, что для прокладки магистрали первый десант строителей - первопроходцев на Северном берегу Байкала прибыл баржей в июле 1974 года.

Северобайкальский отряд военизированной охраны был организован с вводом в эксплуатацию Байкало-Амурской железной дороги (приказ МПС от 28.04.1981 № Д-33935). Начальником отряда был назначен Владимир Семенович Иноземцев.

В этом же году были сформированы первые подразделения: стрелковая команда ст. Лена-Восточная, стрелково-пожарные команды на станциях Северобайкальск, Киренга и Кунерма. Всего в период с 1981 по 1990 годы на всем протяжении БАМа были организованы 16 подразделений военизированной охраны.

В декабре 1987 года, в связи с приемом под охрану от внутренних войск МВД Мысовых тоннелей, на станции Северобайкальск была создана стрелковая команда по охране искусственных сооружений.

После передачи отряда в 1996 году в состав Восточно-Сибирской железной дороги в нем были проведены серьезные организационно-штатные изменения. В связи с сокращением объема перевозок по северному ходу ВСЖД и сложившимся в результате этого тяжелым финансовым положением на дороге, ряд подразделений военизированной охраны были ликвидированы, а некоторые пожарные поезда законсервированы либо переданы в депо и дистанции пути.

В настоящее время Северобайкальский отряд структурно представлен 5 стрелковыми командами, 4 пожарными командами и 2 пожарными поездами. Под его охраной находятся: железнодорожный мост через реку Лена, 9 тоннелей, в том числе самый уникальный в России, протяженностью более 15 км - Северомуйский тоннель. Участок обслуживания отряда: ст. Хребтовая - ст. Хани. Протяженность участка 1293 км.

С 2003 года Северобайкальский отряд ведомственной охраны возглавляет Иван Николаевич Внуков.

Днем создания объединенной профсоюзной организации филиала на Восточно-Сибирской железной дороге считается 11 декабря 2003 года. Первым председателем организации на учредительной конференции в то время был избран Виктор Анатольевич Виноградов, до этого долгое время работавший в Иркутском отряде.

В состав объединенной профсоюзной организации вошли первичные профсоюзные организации Иркутского, Тайшетского, Улан-Удэнского и Северобайкальского отрядов, а также первичная организация управления филиала.

В мае 2004 г. на должность председателя объединенной профсоюзной организации филиала был избран Юрий Германович Плугин, до этого занимавший должность инженера по подготовке кадров отдела управления персоналом филиала.

Сегодня объединенная профсоюзная организация филиала представляет собой сплоченный коллектив, способный решать возложенные на Профсоюз задачи. В ее рядах насчитывает более трех с половиной тысяч членов профсоюза, что составляет 99,8% от общей численности работников филиала.

Основным направлением в работе профсоюзной организации сегодня является создание нормального морально-психологического климата в коллективах и здорового образа жизни. При достижении этих двух составляющих коллектив филиала способен выполнить любые возложенные на него задачи.

Учитывая суровые местные климатические условия, профсоюзной организацией ежегодно выделяется не менее 35% средств бюджета организации  на оздоровление членов профсоюза и членов их семей, кроме этого ежегодно направляется на отдых в детские оздоровительные лагеря более 150 детей.

В 2009 г. в распоряжение профсоюзной организации был передан оздоровительный центр «Култушная», где за два года в летний период отдохнуло более 150 членов профсоюза и членов их семей.

В результате достигнутого тесного взаимодействия и взаимопонимания между администрацией филиала и комитетом объединенной профсоюзной организации филиала в 2010 г. было заключено Соглашение о внесении дополнений и изменений в Коллективный договор на 2008-2011 годы в части улучшения условий проезда к месту проведения отпуска и обратно для работников филиала.

С 2007 г. профсоюзной организацией издается «Профсоюзный Вестник», в котором публикуются отчеты о работе организации, разъясняются правовые вопросы, освещаются наиболее значимые мероприятия, проводимые в филиале и многое другое.  В том же 2007 г. по итогам конкурса на лучшее информационное обеспечение, проводимого на Восточно-Сибирской железной дороге среди ее структурных подразделений, объединенная профсоюзная организация заняла 3-е почетное место. С 2011 года начат выпуск приложения к журналу «Профсоюзный Вестник» - газета «Вести охраны» с целью оперативного освещения деятельности организации  и филиала в целом.

В 2010 г. объединенной профсоюзной организацией заключено Соглашение с Организацией Объединения Профсоюзов Республики Бурятии, позволяющее расширить диапазон своей работы в области оздоровления, получения правовой помощи и взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Бурятии и решения многих других вопросов. В рамках действующего договора стало возможным приобретение путевок для членов профсоюза, их детей с 20% скидкой от их стоимости. 

| + -